Автоперевозчики в новой системе координат
Автоперевозчики переходят в новую систему координат. Меняется внешняя оболочка, состоящая из условий внутриотраслевой и внешней конкуренции, меняются запросы потребителей транспортных услуг.
В первом полугодии текущего года ощутимо сократилась грузовая база. Это выражается в снижении индекса производства, который по итогам первого квартала показал отрицательную динамику и просел на три процента по отношению к индексу производства аналогичного периода прошлого года, и лишь во втором квартале несколько наверстал упущенное. Плюс полтора процента.
Сократился отток грузов с железной дороги. Но процесс будет продолжаться, не оказывая сколько-нибудь решающего воздействия на расстановку сил в отрасли. Речь идет о том, что РЖД до конца текущего года планирует вывести из оборота грузовые контейнеры малой и средней грузоподъемности. Вывести, не смотря на устойчивую тенденцию увеличения объемов перевозок сборных грузов. В связи этим РЖД планирует форсировать грузоперевозки в двадцати футовых контейнерах, и организовать соответствующие сервисы по накоплению и перераспределению сборных грузовых потоков. Тем не менее, часть грузоотправителей, и, возможно, большая часть, переориентируется на автоперевозки, как на более доступную в этом сегменте, форму транспортных услуг. Собственно, тенденция увеличения объемов сборных грузоперевозок и является основным фактором изменения запросов грузоотправителей. Борьба за сокращение издержек идет во всех производственных отраслях, и это многое объясняет.
В конце прошлого, в начале текущего годов автоперевозчики столкнулись с серьезными проблемами по обновлению подвижного состава. С первого сентября прошлого года это утилизационный сбор на импортные грузовые автомобили. С четырнадцатого июня сего года – антидемпинговая пошлина на легкие коммерческие грузовики. Ожидали помощи – в ответ весьма вежливое предложение покупать грузовые автомобили отечественного производства, которые по эксплуатационным расходам не могут конкурировать со своими зарубежными собратьями. С другой стороны это предложение для зарубежных компаний активизировать свои действия по созданию производств на территории России. Время покажет, какой из аспектов этого вопроса в наибольшей степени повлияет на обновление средств производства наших автоперевозчиков.
Увеличение уровня внутренней конкуренции в отрасли автоперевозок приводит к снижению количества транспортных компаний. Часть покидает рынок, часть переходит в «теневой сектор», и отделить одно от другого не представляется возможным. Возможно, введенная система налоговых патентов сыграет свою роль в приостановке этого процесса.
Такова новая реальность отрасли со своими негативными и позитивными оттенками.
Автор публикации URFOTRANS.RU