Положительные и отрицательные стороны использования KPI в компании
KPI (Key Performance Indicators, ключевые показатели эффективности) — это сопоставление результатов труда каждого сотрудника или отдела с целью увеличения эффективности работы, а также развития системы мотивации сотрудников.
КПЭ используется во многих крупных компаниях Запада, а также развивается и в отечественной бизнес-среде.
Главным правилом внедрения KPI является четкое определение целей всей компании, а также каждого отдела и даже специалиста. Дерево целей дает четкое представление того результата, которого необходимо достигнуть за тот или иной период времени. Здесь очень важно брать не эфемерные цели (расширить производство, стать лидерами на рынке и так далее), а четкие задачи, которых реально достигнуть (увеличить прибыль на 15% и так далее). Цели компании должны складываться за счет работы каждого сотрудника, поэтому необходимо разработать четкий план работы каждому специалисту.
Именно поэтому система KPI имеет ряд положительных моментов, которые стоит объяснить сотрудникам для того, чтобы люди четко понимали, для чего они работают и каких результатов от них ждут.
Положительные стороны KPI:
- Определенность. Четкие цели, план работы, определение задач для каждого сотрудника приводят к полному исключению бессмысленной работы и к четкому распределению обязанностей. Очень часто во многих компаниях сотрудники работают без четкого осознания своих задач, что приводит к неэффективному распределению своих профессиональных ресурсов.
- Прозрачность. Сотрудники знают, в каких случаях и за какие достижения он имеет право на получение своей премии или продвижения по службе. Наличие плана работ ставит перед сотрудником цель. А фактические показатели указывают на то, на сколько он смог продвинуться за отведенный период.
- Справедливость. Данная система KPI полностью исключает какие-то личные предпочтения и мотивы при начислении премии, награды даются только за определенные заслуги, которые легко просчитать.
- Наличие перспективы. KPI предполагает также возможность продвижения по службе или увеличение зарплаты за счет достижения конечных целей компании.
Отрицательные стороны KPI:
- Отсутствие универсальности. Систему невозможно применить к абсолютно любой компании, ведь не каждую деятельность можно отобразить в количественном значении, поэтому прежде, чем начинать работать с КПЭ, необходимо проанализировать индивидуальные особенности вашего бизнеса.