Как делают дизайнерские ковры
Как и другие дизайнерские изделия, дизайнерские ковры должны отвечать двум главным критериям.
Во-первых, их дизайн должен воплощать индивидуальный творческий замысел автора. Так, коллекция ковров Яна Ката, получившая название «Стёртая классика», отличается неповторимым сочетанием классических мотивов с современными узорами на поверхности, которая имитирует старый и стёртый ковер. Для Микаэлы Шлейпен источником творческих поисков стало кресло со старинным русским узором, которое она увидела в Русском музее города Санкт-Петербурга. Вариации этого мотива легли в основу созданного ей дизайна ковра.
Второй критерий – индивидуальность воплощения творческой идеи, проявляющаяся в выборе материалов. Идеи выдающихся художников неизменно обретают для своей реализации соответствующую форму. Это могут быть привычные шёлк и кашемир или же такие экзотические материалы, как шерсть новозеландских или тибетских овец, тибетская крапива и т.д.
При всех художественных изысках нужно, чтобы ковер был прочным и качественным и мог радовать своим видом не одно поколение. Это качество зависит от плотности вязки: чем она выше, тем дольше прослужит ковёр.
Основными техниками ткачества являются узелочная вязка и ручная набивка.
Вязать ковры узелками начали в Персии, а в 17-ом веке эту технику заимствовали ткачи королевского двора Франции. Нити основы натягиваются на раму, установленную вертикально. На них плотными узелками завязываются шелковые или шерстяные ворсинки. Так же ткут и непальские ковры, но их вязка более крупная, потому что узелки вяжутся из нескольких нитей.
Техника ручной набивки появилась сравнительно недавно. На основу ковра наносится узор, а затем специальным пистолетом по этой канве вшиваются пучки шёлка или шерсти. При особо плотной набивке (более 4-5 кг шерсти на 1м2) на поверхности ковра специальными ножницами можно выстричь изящный рельеф.