Богословы о религиозных чувствах
Богословы о религиозных чувствах
Многие философы, социологи и богословы давно уже заметили факт, что в религии многие чувства играют довольно важную роль. Христианские богословы, начиная с основателя церкви Августина (с IV до V вв.), подчеркивали здесь значение религиозных настроений и чувств. Традиционная позиция большинства буржуазных философов и богословов состоит здесь в том, что всякому человеку присуще врожденное религиозное чувство, большое стремление, тяготение к богу и подобное религиозное чувство отличается здесь от всех других процессов, которые испытывает человек, при своей уникальности.
Многие философы-идеалисты и богословы подчеркивают при этом, что многие религиозные чувства по своему существу непостижимы для разума. Также они пытаются уверить, что „приобщаясь к богу", а также имея приобщение к религии - это акт озарения, в основе которого здесь лежит религиозное чувство. Источник религиозного чувства тут видят они в боге. В действительности нет никакого "религиозного чувства", поэтому оно принципиально отличается от всех других человеческих эмоций. Стоит отметить что эмоциональные процессы верующих людей, учитывая, их физиологические основы и главного психологического содержания ничего специфического тут не содержат. С религиозными верованиями это все связывают с человеческим страхом ненавистью, любовью, восхищением, гневом и т. п. Поэтому попытка психологически обособить все религиозных чувств, противопоставив его остальным… Что пишет о богословах греко-католическая газета на этом сайте написано подробнее.
Но, возражая против процесса понимания религиозного чувства идеалистами и теологами, тут не надо забывать, что связываясь с различными религиозными представлениями, эмоции для верующих приобретают известную специфику. Своеобразие для психологии верующих людей нужно искать не в области нервно-физиологических механизмов. Поэтому тут нет никаких механизмов или физиологических процессов, которые лежали только в основе религиозного сознания. Физиологические законы нервной деятельности, которые лежат в основе явлений и психических процессов, одни и те же, как у людей верующих, так и у всех неверующих. Поэтому при помощи физиологии самой высшей нервной деятельности нельзя будет обнаружить специфики сознания. Все попытки, предпринимавшиеся в данном направлении, совершенно неизбежно вели к биологизации религии, что играет здесь довольно важное значение.
Источник: carkva-gazeta.org